Новости


«Нуждающийся в уходе человек должен иметь возможность выбора»

«Нуждающийся в уходе человек должен иметь возможность выбора»

Из-за старения населения к 2050 году количество россиян, которым требуется долговременный уход, вырастет более чем вдвое. Готовы ли государство и частный сектор предоставлять такие услуги, обсуждали на семинаре, организованном Институтом социальной политики ВШЭ и Национальной ассоциацией участников социального обслуживания.
Чего мы не знаем о российской системе ухода

Хотя рынок услуг по долговременному уходу за пожилыми гражданами и инвалидами давно в России существует, значительная часть его остается неохваченной государственной статистикой, а методическая база, которая позволила бы государству и частному сектору планировать соответствующие расходы, до сих пор отсутствует.

«Нет официальных долгосрочных прогнозов, никто не понимает точно, сколько людей нуждается в долговременном уходе, — отметил на семинаре заведующий Лабораторией развития пенсионной системы ИСП НИУ ВШЭ Евгений Якушев.

    Мы не нашли цифры, которая бы отражала, сколько государство совокупно тратит на уход — эти суммы нужно выискивать по разным статьям бюджета

Кроме того, не определены экономические нормативы — тарифы на услуги по уходу часто устанавливаются произвольно, без связи с затратами. Впрочем, оценить структуру себестоимости услуг по уходу возможно: 50-60% идет на фонд оплаты труда, 20-25% — на организацию питания и самого ухода, 15-30% — на содержание помещений. Рентабельность частного бизнеса в сфере ухода составляет 10-15%.

Чтобы устойчиво развиваться, система долговременного должна иметь экономическую базу, подчеркнул Евгений Якушев. Иначе она рискует свестись к «благотворительности — энтузиазму и волонтерству, которые закончатся по мере истощения сил тех людей, которые им занимаются».
Что показывает будущее

По международным оценкам, стоимость ухода будет расти более быстрыми темпами, чем ВВП. Чего ждать России в ближайшие тридцать лет, попытались смоделировать эксперты Вышки. Модель прогнозирования спроса на долговременный уход со стороны населения и оценки расходов на него представил на семинаре главный эксперт Лаборатории развития пенсионной системы Дмитрий Помазкин.

Данная модель показывает, что к 2050 году численность населения старше 60 лет в России может увеличиться с 32,8 млн до 50 млн человек, а старше 80 лет — более чем вдвое (с 5,6 млн до 12,8 млн человек). При этом количество населения, которому требуется долговременный уход, будет увеличиваться на 3% в год и может достигнуть 4,7 млн человек (сейчас — около 2 млн).

В 2020 году номинальные расходы системы долговременного ухода составят 460 млрд рублей. При основном сценарии, заложенном в представленную модель, к 2050 году эти расходы вырастут более чем в десять раз и составят 0,55% ВВП.
Кто и кому должен платить

По мнению Евгения Якушева, роль государства заключается в создании правил игры, финансирования и в контроле. Он напомнил, что основная логика закона о социальном обслуживании (442-ФЗ) — «деньги идут за человеком». Нуждающийся в уходе человек должен иметь возможность выбрать того провайдера услуги, который предложит лучшее соотношение цены и качества. «Важна конкуренция в этой сфере», — уверен Евгений Якушев.

    Без конкуренции мы получим зарегулированную и малоэффективную систему

Неизбежен вопрос, откуда брать средства на обслуживание все большего количества граждан, нуждающихся в долговременном уходе. Один из вариантов, предложенных в ходе обсуждения — дополнительный взнос в рамках системы социального страхования. Такой подход существует в ряде зарубежных стран, например, в Японии.

Однако генеральный директор компании «Желтый Крест» и президент благотворительного фонда Российского Красного Креста Рамаз Ахметели предостерегает от попыток ввести новый платеж, пока государство не научилось эффективно распоряжаться уже имеющимися средствами.

Сложившуюся сейчас модель управления системой социального ухода в России он назвал «административно-либеральным мутантом», а также напомнил, что большая ее часть находится в неформальной зоне — в официальную статистику не попадают те, о ком заботятся не государственные или частные службы, а непосредственно родственники. Такие «внутрисемейные» затраты на уход также не учитываются в системе.

Еще один вопрос, поднятый на семинаре, касался кадров и их квалификации — где набирать и как обучать персонал, который будет предоставлять услуги по уходу? Эта та сфера, где, несмотря на цифровизацию экономики, роботы не смогут заменить живых людей, отметили участники семинара.
https://www.hse.ru/news/community/320431419.html?fbclid=IwAR3iSny-FeYmPEj-hnXoT2wOFAvrbMWZPFFJs7iJmJ9WrbSQv2rmX1HQFko
02.12.2019

Возврат к списку